Профилактика жестокого обращения с детьми
По вопросам жестокого обращения с детьми, вы можете
обратиться:
1.Территориальная комиссия г.Верхняя
Пышма по делам несовершеннолетних и защите их прав:
(председатель ТКДНиЗП действительный государственный советник
Свердловской области 1-го класса Мальцева Елена Николаевна)
г.Верхняя Пышма, ул. Кривоусова 4
телефон: 8(34368) 5-65-31
2.Подразделение по делам
несовершеннолетних МО МВД России Верхнепышминский:
(начальник подразделения Шайнурова
Светлана Михайловна)
телефон: 8(34368)3-22-64, 3-22-63
3.Органы опеки и попечительства
(начальник отдела Штукина Марина Владимировна)
г.Верхняя Пышма, ул.Феофанова,4,каб.27
телефон: 8(34368) 3-88-22, 5-25-64
4.Прокуратура
г. Верхняя Пышма, ул. Калинина, 64А
8(343
68) 5‑34-05
5. МАДОУ «Детский сад №36»
(заведующий МАДОУ «Детский сад №36»
Гаянова Светлана Анатольевна, заместитель заведующего по ВОР Куксенок Анастасия
Евгеньевна)
г.Верхняя Пышма, ул. Чайковского 37а
8(34368) 7‑90-47
Нормативно - правовая база, регламентирующая деятельность по предупреждению жестокого обращения с детьми, оказанию помощи пострадавшим от жестокого обращения и насилия
23.06.2020
1. Конвенция о
правах ребенка;
2. Конституция
РФ;
3. Семейный
кодекс Российской Федерации;
4. Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях
5. Уголовный
кодекс Российской Федерации;
6. Федеральный
закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений» (с изменениями и дополнениями);
7. Федеральный
закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
8. Федеральный
закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с изменениями
и дополнениями);
9. Федеральный
закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания
населения Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
10. Федеральный
закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
11. Закон Российской
Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» (с изменениями и
дополнениями).
О признаках жестокого обращения с детьми
23.06.2020
Ребенок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий или бездействий со стороны окружающих лиц ему был причинен вред или он подвергся высокому риску причинения вреда. Таким образом, необходимо уметь определять признаки жестокого обращения.
Поводом для сообщения в органы субъектов профилактики о жестоком обращении может быть:
Ø информация от ребенка;
Ø информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;
Ø информация от специалистов детского сада;
Ø информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
Ø информация от представителей общественных объединений;
Ø результаты медицинского осмотра;
Ø результаты экспертиз;
Ø обращения граждан;
Ø дополнительная информация, собранная в ходе психологической
диагностики, наблюдений за ребенком.
Раннее выявление случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних.
Особое внимание необходимо уделять выявлению признаков жестокого обращения в отношении:
Ø несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в трудной
жизненной или кризисной ситуации, состоящих на обслуживании в учреждениях социальной защиты населения, а также в едином банке данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении;
Ø несовершеннолетних, поступивших с телесными повреждениями в
учреждения здравоохранения, или проживающих в семьях, состоящих на медико-социальном сопровождении;
Ø несовершеннолетних, родители которых состоят на учете в органах
внутренних дел;
Ø несовершеннолетних, посещающих детский сад, имеющих проблемы в
обучении и поведении, пропускающих занятия по неуважительным причинам, или несовершеннолетних из неблагополучных семей, состоящих на внутреннем контроле.
Также необходимо обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:
Ø психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;
Ø неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность
ребенка;
Ø изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному
возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов другими детьми);
Ø проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;
Ø отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
Ø повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и
др.);
Ø враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;
Ø сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
Ø судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном
Ø приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь
удара);
Ø чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;
Ø демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
Ø обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;
Ø повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к
другим детям (при играх в куклы дети младшего возраста озвучивают и воспроизводят действия родителей в игре);
Ø обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний;
Ø внезапное обострение или проявление случаев энуреза, энкопреза у ребенка;
Ø ребенок много времени проводит в семье знакомых, соседей, не стремиться
домой;
Ø другие признаки.
Особенности в поведении взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку:
Ø в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;
Ø на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду, реагируют
холодно либо очень бурно и эмоционально;
Ø часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного
дошкольного учреждения в другое.
Ø запрет родителей на осмотр ребенка в образовательном учреждении;
Ø необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за медицинской
помощью;
Ø противоречия в беседе о ребенке, семье, увлечениях ребенка, совместном
время препровождении;
Ø объяснения о состоянии ребенка не несовместимы с имеющимися
проблемами, физическими травмами;
Ø родители обвиняют ребенка в полученных повреждениях;
Ø родители не знают друзей ребенка;
Ø другие признаки.
Понятие и формы жестокого обращения с детьми
20.06.2020
Формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное,
психологическое насилие и пренебрежение нуждами.
Насилие в семье - это любые насильственные
действия физического, психологического, сексуального характера, совершенные
лицом или лицами, которые связаны с жертвой семейными отношениями.
Пренебрежение нуждами ребенка - отсутствие
должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде,
жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или
лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни,
неопытность) и без таковых.
Психологическое (эмоциональное) насилие-
периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей, других
взрослых или одноклассников, сверстников на ребенка, приводящее к формированию
у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития.
Сексуальное насилие - это вид жестокого
обращения, который заключается в вовлечении несовершеннолетнего в действия
сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения
или материальной выгоды.
Физическое насилие - это вид жестокого
обращения, когда несовершеннолетнему причиняют боль, применяют телесное
наказание, наносят побои, причиняют травмы и повреждения, лишают жизни или не
предотвращают возможность причинения страданий, наносят ущерб его здоровью или
физическому развитию.
Несовершеннолетний, находящийся в социально
опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие
безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность
для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или
содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Семья, находящаяся
в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально
опасном положении, а также семья, где родители или законные представители
несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и
(или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко
обращаются с ними.
Уровни жестокого обращения:
- минимальный-
опасность трагических последствий незначительна. Факты плохого обращения с
ребенком носят единичный характер, но вероятность повторения подобных фактов
очевидна.
- средний-
серьезные последствия для здоровья, жизни, нормального развития не наступают
немедленно, вследствие такого обращения с детьми, но могут проявиться вбудущем.
- критический- оставление ребенка в семье без
неотложной помощи может привести к серьезным нарушениям физического или
психического здоровья, смерти ребенка.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от
24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений», органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны
обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних,
осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического
насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации,
выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении,
а также незамедлительно информировать:
2) органы
прокуратуры - о выявлении случаев угрозы жизни и здоровью и (или) совершения
жестокого обращения с ребенком, насильственных действий, в том числе
сексуального характера;
3) комиссию по
делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав
несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о
недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, действиях либо бездействии
должностных лиц, родителей, лиц их заменяющих, не обеспечивших защиту прав и
законных интересов детей;
4) органы опеки
и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения
родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке,
представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
5) органы
управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних,
нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью,
а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
5) органы
внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных
представителей, не выполняющих обязанности по воспитанию детей, жестоко
обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение
преступлений или антиобщественных действий, совершающих по отношению к ним
другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших
правонарушения или антиобщественные действия;
6) органы
управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в
обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и
спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе,
наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
7) органы
управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи
государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и
других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным
причинам занятий в образовательных учреждениях;
8) органы по
делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально
опасном положении, и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации
отдыха, досуга, занятости.
Специалисты органов и учреждений системы
профилактики регистрируют все полученные сообщения о фактах жестокого обращения
с несовершеннолетними, невыполнения обязанностей по воспитанию, содержанию и
обучению детей, ведут учет данных сообщений, оперативно проводят их проверку, в
рамках компетенции, запрашивают необходимую информацию в других ведомствах.
Социально опасное положение и индивидуальная профилактическая работа
08.04.2021
10.04.2024
Просмотров всего: , сегодня: